Как научить ребенка выговаривать звуки?

Каждый родитель испытывает гордость и одновременно радость слушая, как его чадо учится произносить новые слова. Очень часто, первые попытки произношения далеко не точные. Разумеется, из уст малютки это звучит мило, однако все хотят, чтобы кроха начал произносить слова правильно как можно скорее.

ПРИЧИНА В СЮСЮКАНЬЕ

Главной ошибкой, которую допускают многие взрослые, является сюсюканье. Возможно это вызывает улыбку на лице крохи, но полезного в этом мало. Взрослые должны четко и членораздельно произносить слова, чтобы ребенок на слух улавливал правильность произношения.

Память у детей отличная и они с легкостью запомнят каким образом нужно выговаривать то или иное слово. Вместо этого они запоминают коверканья, которые слышат от мам, бабушек, теть и прочих родственников. Опускаясь в своей речи до уровня малыша, взрослые, тем самым усложняют процесс освоения звуков. Как бы не пришлось исправлять речь, в последствии, стараниями логопеда.

Не все дефекты речи требуют обязательного вмешательства логопеда. Такие произношения, вызывающих сложность, как - шипящие, а также З - С, К - Г, Р, Л, и Ц, вполне по силам родителям, чтобы справится самостоятельно.

УЧИМСЯ ПРОИЗНОСИТЬ САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ЗВУК - "Р"

Начнем с "Р". Самым трудным для детского восприятия является именно этот звук. Полностью он осваивается только к 5 - 6 годам. Вот некоторые из особенностей, с которыми, с большой вероятностью, может столкнуться каждый родитель.

  • - "Р" выпадает из лексикона малыша. Вместо "кроха" произносит "оха".
  • - Некоторые детки "Р" заменяют на "Л", "Ы", "Й". Вместо "рыба" произносят "лыба", или "рыбка" - "ыыбка", "корова" - "койова".
  • - "Р" звучит у малыша не "по-русски". Больше похоже на английское произношение или французскую картавость.
Чтобы исправить неточность, разработаны ряд веселых, но полезных упражнений, и обязательно перед зеркалом. Упражнения выполняются с ровной спинкой. Зеркало позволит малышу видеть, насколько он все правильно делает. Заодно приучит ребенка к красивой осанке.

"Парус"

Название говорит само за себя. Язычок должен принять форму паруса. Широко открываем ротик и прячем кончик языка вверху за зубками. Добиваемся, чтобы низ язычка был прогнут, а края касались верхних коренных зубок. Проделать не менее 3 повторений по 10 сек., не останавливаясь.

"Лошадка"

Своего рода игра, которая понравится малышу. Язычок прижат к небу как можно плотнее. Резко опускаем, образуя звук цокающих копытцев. Прям как лошадка. Или ослик. Выполнить 10, а лучше 15 подходов.

"Индюк"

Очень смешное упражнение, вам обоим понравится. Изображаем теперь вместе сердитого индюка. Пусть ребенок резко высовывает язычок изо рта между зубок, произнося "бл-бл". Сначала не спешим. Помаленьку уменьшаем интервал между повторениями.

"Прикуси язычок"

Покажите ребенку язык, улыбнитесь и тихонько прикусите его. А теперь пусть попробует сделать также.

"Чистим зубки"

Чем шире улыбка, тем лучше. Кончиком языка проводим по зубкам изнутри, как бы чистя их. В движении один язык, челюсть неподвижна на протяжении выполнения задания.

"Чей длиннее"

Устройте маленькое состязание. Попробуйте достать языком подбородок, нос. А ребенок пусть повторит.

"Дятел"

Открываем рот по шире, и стучим языком по верхним зубам с внутренней стороны, произнося "д-д-д". Крайне полезный тренинг.

Не нагружайте свое дитя, устраивайте перерывы. Занимайтесь весело. Во время перерыва попросите малыша изобразить льва. Пусть издаст грозный рык, как царь зверей. Обязательно почитайте скороговорки с буквой "Р", специально предназначенные для этого стишки.

УЧИМСЯ ПРОИЗНОСИТЬ Ж, Ч, Ш, И Щ

Проговаривать шипящие несколько проще, чем предыдущее задание. Небольшое затруднение вызывают "Ж" и "Ш". Причина в том, что кроха не научился еще расслаблять и растягивать язычок, прикасаясь к боковым зубам сверху. Особенно заметно, когда малютка пытается выговорить "Ж".

Следующие упражнения не вызовут никаких сложностей у малютки:

Сначала учимся расслаблять язычок

Язычок разместить внизу на зубках, а верхними постучать по нему, проговаривая "та-та-та". Язычок расслабится. После этого, верхней губой постучать по язычку, говоря "па-па".

Кончик язычка поднимаем вверх

Приятное упражнение для крохи, ведь выполнять задание придется с жевательной конфеткой. Язычок расположен на нижней губе, а кончик высунут. Кладите жевательную конфетку ему на язычок. Суть заключается в элементарном - прилепить конфетку к верхним зубкам. Малыш должен выполнять задание, не прибегая к помощи челюсти. Работает только язык. И смотрите, чтоб ваше чадо не съело конфету раньше времени.

Через середину язычка вдуваем воздух

Кусочек ватки расположите на столе или какой-либо другой плоской гладкой поверхности. Исходное положение как в упражнении №3. Теперь попросите его сдуть ватку. Следите, чтоб малыш не раздувал щечки и старался произнести звук "Ф".

Сдуваем ватку с носика

В этом упражнение важно, чтобы ребенок, открыв ротик, расположил язык посередине в виде желобка. Ватка расположена на кончике носа. Попросите кроху не крутить головой, а сбросить ватку с помощью воздуха. Для этого надо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть вверх. Задание очень полезное и веселое, вам обоим непременно понравится.

Учимся говорить: "Ж" и "Ш"

Держа язык за зубками, попросите ребенка сказать: "СА". Затем язычок необходимо двигать внутрь. По мере движения языка получится звук "ША". Для "Ж", следует делать то же самое, только изначально произносить "ЗА".

Используем слова с "Ж" и "Ш"

Будут полезны все стишки и песенки, где есть "Ж" и "Ш". Побольше, чтобы можно было чередовать, не надоедая малышу одним и тем же, иначе он ему надоест. Ребенок не должен терять интерес к занятиям. Иначе какой от них прок. Важно, чтоб ему нравилось. Поэтому, повторяйте почаще разные стишки (песенки).

Звук "Ч"

Если язычок слишком напряжен, возникнут некоторые сложности. "Ч" образуется из "ТЬ" и "Щ". Изначально язычок должен дотронуться до альвеол, произнося "ТЬ", затем, расслабиться и, пропуская воздух в щелку, получить звук "Щ". Слившись в единое, оба звука дадут заветную "Ч". Несмотря на кажущую сложность, в течение небольшого промежутка времени, ваш малыш освоит эту букву.

Букву «Ч» также рекомендуют тренировать с помощью стишков, насыщенных этим звуком.

ОСВАИВАЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ "З", "С" И "Ц"

При плохо развитом голосовом аппарате, трудно хорошо выговорить букву "С". Пока не научится произносить ее, проговаривать "З" и "Ц", "ЗЬ" и "СЬ" не удастся. Однако не стоит переживать. Специальные тренировочные упражнения позволят ребенку освоить эти звуки. Вот несколько из них.

"Забей гол"

Полезный мини-турнир по футболу. Соорудите ворота. Из чего угодно, лишь бы были красивыми и нравились малышу. Скатайте из ватки мячик. Ребенок должен забить гол, дуя на шарик. Попросите его сделать губки трубочкой, и сдуть мячик в направлении ворот. Струя непрерывная, щечки нельзя раздувать. Кстати, чтобы лучше научиться сворачивать губки трубочкой, рекомендуют чаще целоваться с малюткой.

"Песенка язычком"

Ничего сложного. Поем "пя-пя-пя". Исходное положение для этого - кладем язык на нижнюю губу, приоткрываем ротик и начинаем пришлепывать обеими губками. Воздух должен выходить плавно и непрерывно. Губа не подворачивается, края языка дотрагиваются до уголков рта.

"Блинчик"

Для начала, кроха должен расслабиться. В том числе расслабить и язык. Для этого достаточно улыбнуться. Язык на нижней губе. Улыбка должна быть расслабленной, язык чуть свешивается с губы.

"Чистим зубки"

Как и выше изложенное, но теперь чистим нижние зубки.

"С" и "З" - созвучные согласные. Упражнения у них одинаковые.

"Ц" - сдвоенный звук, состоящий из "Т" и "С". Главное, чтоб ребенок научился отделять их друг от друга. Скажите ему, пусть он протянет "ТСССССС". Затем короткий "ТС". Получилась "Ц".

УЧИМСЯ ПРОИЗНОСИТЬ "К" И "Г"?

Как и Х, являются заднеязычными, т.е. для освоения необходим высоко поднимать язык. Если у ребенка не получается выговорить их, значит он недостаточно приподнимает язычок, при отсутствии врожденной патологии. Чтобы заставить язычок подниматься, также потребуется некоторые тренировки.

"Катание с горки"

Используйте вату или иной легкий материал. Катаем из него шарик. Кладем на ручку малышу, и просим сдуть его с ладони. Попросите его приоткрыть ротик. Корень языка в приподнятом положении, а кончик опущен. Затем пусть сделает быстрый выдох. К вашей радости, образуется звук "К", к радости ребенка - он молодец, задание выполнено успешно.

"Ложечка"

Малыш не спеша проговаривает "та-та-та". Ваша задача - взять маленькую ложку и, аккуратно отодвигая язык, легонько давить на него. Вместо «та» малютка произнесет «тя», потом «кя», а потом и «ка». Не у всех все получается сразу. Главное продолжать давить ложечкой.

Отклонения, которые мешают правильности произношения:

- перепонка под язычком может оказаться короче, чем положено, что естественно вызовет затруднение движения языка;

- язычок может оказаться чересчур маленьким или большим;

- если у крохи тонкие или пухлые губки, это вызовет затруднение в работе речевых органов;

- наличие зубочелюстных отклонений;

- наличие отклонений органов слуха (ребенок или не слышит, или плохо слышит звуки).

В отсутствии отклонений, которые перечислены выше, начинайте тренировки. Какую бы букву вы не проходили, помните - после тренировки повторяйте стишки, пойте песенки, в которых она активно участвует. Чем чаще, тем лучше. Не выходите из себя, не показывайте раздражение. Если у ребенка не получается, он не должен думать, что вы рассердитесь и заругаетесь. Помните, это игра. Сделайте эти занятия интересными для обоих, и у вас все получится. Тренинг должен проходить легко, как игра. И помните, лучше лишний раз побеседовать со специалистом, чем методом проб и ошибок пытаться решить проблему.
Made on
Tilda