Главное меню
Задать вопрос психологу!

Развитие речи у детей 2 -3 лет

Развитие речи у детей 2 -3 лет

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим. Это обусловлено ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Частое обращение ребёнка ко взрослым и сверстникам способствует развитию его речи.

Малыши способны уже слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять несложные поручения. Они запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса.

Совершенствуется восприятие детьми речи окружающих.

Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся звуков. К концу третьего года жизни многие дети в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорного «р».

Однако в целом речь большинства детей этого возраста всё ещё характеризуется общей смягчённостью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, чётко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Некоторые не говорят вообще.

Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких – либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна, но если к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Таким образом, третий и четвёртый годы жизни ребёнка – это сенситивный период речевого развития, и задача взрослых помочь ребёнку в освоении речевыми навыками, максимально используя преимущества этого возрастного момента. Поскольку это еще и период бурного сенсорного развития, развития наглядно – действенного мышления, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), физического развития.

Петербургский учёный, доктор медицинских наук Е.П. Харченко утверждает: «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребёнка функция мозга (в частности, речь) часто не развивается нормально, либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития и невозможно воспроизведение предшествовавших стадий, соответствующих развитию и становлению этой функции…»

Основные виды работы с малышами на занятиях по развитию речи – это игровая деятельность, совместная деятельность с детьми на эмоционально положительном фоне, активное использование потешек, коротких стишков, считалок, сказок.

В занятия по развитию речи детей 2- 3 лет включаются также:

  • - Упражнения на развитие дыхания;
  • - Артикуляционная гимнастика;
  • - Игры, развивающие тактильную чувствительность и мелкую моторику;
  • - Пальчиковая гимнастика;
  • - Игры на развитие слухового восприятия;
  • - Фонетические упражнения;
  • - Логоритмика;
  • - Игры с игрушками и картинками;
  • - Упражнения на формирование графомоторных навыков.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!