Главное меню
Задать вопрос психологу!

КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ДЕТЯМ РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ?

КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ДЕТЯМ РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ?

Перед поступлением ребенка в школу важно обратить внимание на его способность к запоминанию. Доказано, что если развитию памяти уделялось достаточного много времени, то умственные способности ребенка будут значительно выше. Надо учесть, что развивать следует запоминания любого вида, ведь именно тогда ребенок усваивать материал будет легко и быстро.

Для чего надо развивать память и когда это стоит начинать делать?

Памятью называют такую способность мозга, которая помогает запоминать необходимый материал и потом его воспроизводить. Те учащиеся, которые имеют отличную память достаточно быстро осваивают учебный материал, запоминают все необходимое. А это значит, что у них высокий процесс познания нового, и учеба не является сложным и неинтересным занятием. Такие дети не забудут положить все нужные тетради в школьный ранец, отлично помнят когда и у кого день рождения и хорошо запоминают дорогу в неизвестной местности, исключая возможность заблудиться.

Ученые полагают, что все люди имеют хорошую память. А вот если дети говорят, что у них проблемы с запоминанием, то это показатель несовершенства, а вовсе не патология головного мозга, ведь память обязательно надо развивать. А начинать надо прямо с младенческого возраста.

Принципы успешного обучения:

  • - система,
  • - доброжелательный настрой,
  • - отсутствие навязчивости в обучении.

Продолжительность занятий должна определяться индивидуальными особенностями детей. Более полезными будут такие занятия, которые короткие по времени, но более интересные и увлекательные, чем более длительные, а следовательно и утомительные для ребенка. Все игровые занятия должны соответствовать возрастным особенностям детей и быть направлены на тренировку различных видов памяти.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Человек запоминает не только образы, но и свои эмоции, различные звуки, двигательную активность. Именно поэтому различают такие виды памяти как:

  • - образно-наглядная,
  • - словесно-смысловая,
  • - моторная,
  • - эмоциональная.

Очень много новых сведений ребенок способен получать при помощи слуха и органов зрения. Так он будет запоминать до 70-ти процентов получаемых знаний в школе.

Но надо помнить, что лучше всего материал будет усваиваться, если задействовать не один, а несколько видов восприятия (написать и проговорить вслух). Это говорит о том, что надо развивать все возможности запоминания материала детьми. Необходимо учитывать, что в большей мере дети запоминают то, что нашло в их душе эмоциональный отклик и было наиболее интересно. А это значит, что процесс обучения должен проходить в формате игровой деятельности.

Процесс развития памяти у детей (младенчество — 1 год)

Дети 3-х месяцев от роду могут осознавать свои первые образы, а в возрасте десяти месяцев у них развиваются те доли головного мозга, которые отвечают за память. В это время следует как можно чаще разговаривать с крохой, напевать ему простые песенки, читать стишки, произносить новые слова. Все эти простые на первый взгляд действия смогут значительно наполнить его пассивный словарь. Это значит, что малыш хоть пока и не может разговаривать, однако уже знает определенные слова и может самостоятельно выбрать себе необходимую игрушку среди остальных, а также знает, кто его родные и близкие люди.

Так же очень важно акцентировать внимание ребенка этого возраста на новых предметах и явлениях и объяснять, что они значат и для чего нужны. Так, если мама хочет познакомить малыша с собачкой, то надо сказать как ее зовут, издать те звуки, которые характерны для данного животного, изобразить движения. Можно разрешить малышу погладить щеночка, так зрительное восприятие будет дополнено восприятием моторным.

С крохой, которому 7 месяцев можно поиграть в интересную игру под названием "Куда подевалась игрушка?". Здесь на столе расстилают два небольших отрезка ткани и под один из них на виду у малыша кладут какую-либо игрушку. Далее взрослый спрашивает, где она находится. Это действие можно повторять несколько раз - сначала прятать в одном месте два-три раза, а потом под другим тряпичным отрезком.

Но даже если ребенок видел, куда положили предмет, то он может ошибиться, так как у него отложилось в голове, что в прошлый раз он ответил правильно.

С 8 месяцев вполне можно начинать знакомить малыша с книгами, в которых присутствуют красочные картинки. И когда кроха их будет рассматривать, надо объяснять, что на иллюстрации изображено.

В 9-ть месяцев надо постепенно начинать играть с ребенком в пальчиковые игры, которые полезны не только для развития нескольких видов памяти, но также они замечательно влияют на мелкую моторику.

Процесс развития памяти у детей (от года до 3-х лет)

Это самый интересный возраст, так как маленький ребенок сначала интенсивно запоминает новые слова и движения, а потом начинает их воспроизводить. В этот период мамы и папы, а также другие родственники должны как можно больше играть с малышом в различные игры, заниматься пением, танцами, играть на различных музыкальных инструментах, уделать внимание рисованию. Но еще взрослые не должны забывать про то, что надо постоянно разговаривать с ребенком, объяснять значение новых предметов, комментировать происходящее на прогулке, активно задавать малышу различные вопросы, на которые он сможет ответить.

Очень хорошо, если с ребенком будут разучивать маленькие стишки, загадывать ему загадки и читать перед сном интересные книги, соответствующие его возрасту. Детей надо не только знакомить с содержанием той или иной сказки, но и интересоваться его личным мнением об услышанном, обсуждать вместе с ним поступки разных персонажей, спрашивать, что понравилось, а что нет. Именно такое взаимодействие не только разовьет детскую память, но и поспособствует формированию собственного взгляда на вещи.

В этот период можно предложить малышу поиграть в игру "Чего не стало?". Перед ребенком кладут несколько различных предметов. Он должен их запомнить, а потом отвернуться. Взрослый прячет одну из вещей, а малыш потом должен отгадать, что исчезло со стола. Ему для отгадывания придется вспомнить все то, что лежало здесь изначально. Еще можно поиграть в "Запомни картинку", "Запомни предложение". Если у ребенку сложно сказать, что было на картинке или о чем говорилось в предложении, то можно попросить его нарисовать то, что он запомнил на бумаге карандашами.

Процесс развития памяти у детей от 3-х лет

В возрасте 3-х лет у ребенка развивается память долговременная, когда он может без проблем запомнить то, что эмоционально его затронуло. Для того, чтобы поспособствовать развитию некоторых видов памяти хорошо поиграть с малышом в такие игры как:

"Я - фотоаппарат"

Здесь ребята сначала рассказывают про то, что видят вокруг себя, а потом закрывают глаза и называют все то, что смогли запомнить.

"Описываем предмет"

Малыш смотрит на определенную вещь, которую через некоторое время убирают. Он должен как можно точнее ее описать своими словами.

"Сравниваем предметы"

Учим детей замечать мельчайшие детали у каждого предмета, чтобы еще лучше развивалась способность запоминать.

"Зеркало"

Малыш повторяет за взрослым движения, потом делает то же самое в определенной последовательности, а после в обратном порядке.

"Найди общее"

Дети должны сравнить определенное слово и какой-то выбранный объект, найдя между ними общие черты.

"По памяти"

На стол кладут карточки картинкой вниз. Малыш по одной переворачивает их, рассматривает и кладет обратно. После этого ему предлагается открыть карточку с определенным рисунком.

"Назвать предметы"

Ребенок с закрытыми глазами трогает предметы на столе, а потом должен назвать их в нужной последовательности.

"Собрать фигуру"

Родитель или педагог из палочек на столе собирает какую-то фигуру, а малыш должен ее запомнить и постараться такую же изобразить.

"Назвать слова"

Играть в нее можно на прогулке или по дороге в детский садик. Мама говорит десять слов, а ребенок их внимательно слушает и запоминает, а потом он должен постараться их все назвать. Каждая игра должна сначала начинаться с простых вариантов, а потом постепенно усложняться.

Очень надо развивать память у тех детей, которые собираются идти в школу, так как от умения запоминать материал будет зависеть их успеваемость.

Игры для детей младшего школьного возраста

Активному развитию памяти хорошо способствую такие игровые действия как:

"Пять имен"

Один из детей бьет в ладоши или ударяет мяч об землю и говорит": Я могу назвать пять имен девочек - Таня, Света, Катя, Вера, Соня". Называть можно все что угодно - имена мальчиков, клички собак, города и т.д. Самое главное в этой игре не сбиться со счета, а чем взрослее ребенок, тем больше слов он должен назвать в этой игре.

"Правда или выдумка"

Ребенок смотрит на иллюстрацию, которую потом прячут. Далее ему предлагается прослушать несколько высказываний и определить, какие из них правдивые, а какие являются ложью.Также можно спрашивать что-то по картинкам: Чем занят мальчик? Где стоит ваза с цветами?

«Я иду в поход»

Дети встают в круг.Начинает первый ребенок, который говорит, что он возьмет с собой в поход. Следующий говорит, что он в поход возьмет тот предмет, который назвал предыдущий игрок и добавляет свою вещь. Так каждый участник ко всем сказанным предметам добавляет свой.

Как способствовать развитию памяти у детей?

Для развития памяти у ребенка и остальных процессов надо уделять достаточно времени, чтобы:

Поговорить с малышом о том, чем ему запомнился сегодняшний день, что его обрадовало, а что огорчило.

После того, как была прочитана сказка, надо вместе с ребенком ее обсудить, расспросить про некоторых персонажей, узнать, что понравилось и запомнилось малышу.

Вместо бесконечного просмотра мультфильмов уделить время изготовлению различных поделок.

Следить, чтобы ребенок как можно чаще играл в подвижные игры.

Держать под контролем режим сна и бодрствования, не допускать, чтобы сон был менее 9-ти часов.

Известно, что ребенок появляясь на свет, не имеет памяти. Она формируется у него со временем. А то, как она развивается во многом зависит от родителей малыша.


10:17

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!