Главное меню
Задать вопрос психологу!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Очень распространено такое мнение, что если у ребенка до 5-ти лет имеются какие-либо проблемы с произношением, то это не должно сильно волновать родителей. Бабушки и дедушки всячески подбадривали пап и мам, говоря, что со временем малыш начнет хорошо говорить, стоит только подождать.

В этом есть доля правды, так как многие дефекты речи у дошкольников действительно проходят самостоятельно и без последствий. Однако случается и так, что малыш и дальше произносит звуки неправильно, и со временем его речь не улучшается. Тогда надо обращаться за помощью к логопеду и морально готовиться к тому, что надо будет много времени и усилий, чтобы добиться положительного результата.

Причины, отчего малыш говорит неправильно

Речь человека - это слова, которые включают в себя определенные звуки (гласные, согласные). Их человек произносит при активном участии языка и связок. Причем произнося различные звуки язык находится в определенном положении, а если он хоть немного отклоняется в ту или иную сторону, то правильное звучание никак не может получиться.

Это может происходить из-за многих обстоятельств, поэтому надо всегда учитывать то, что всем детям специалист будет рекомендовать совершенно различные упражнения для устранения несовершенств речи. Когда детская речь начинает развиваться, то язык находит нужное положение, которое соответствует нужному звуку.

Детский язык бывает либо достаточно вялым или же, напротив, очень активным, а его движения остаются неправильными. Это приводит к тому, что в речи ребенка осуществляется подмена многих звуков на максимально простые и удобные для их произношения. Например дети меняют звук "з" на "ж" или "ш" на "с". Но самым труднопроизносимым у всех ребят считается именно звук "р".

По мере взросления детей, их язык приобретает большую подвижность и гибкость. Ребенок уже на слух может различать многие звуки, а его язык правильно располагается во рту при произношении. Постепенно у малыша становится более чистой речь. Но бывают случаи, при которых язык так и сохраняет свою вялость или излишнюю подвижность, но при определенном автоматизме действий неправильное положение языка становится постоянным.

Из-за этого дети любого возраста очень часто делают многочисленные ошибки при произнесении звуков. К причинам малой активности языка многие специалисты относят такие отрицательные факторы как:

  • дефекты языка при рождении;
  • щели между зубами и неправильная форма губ, полученные при различного рода травмах;
  • неправильный прикус;
  • короткая уздечка под языком. Нормальная уздечка у взрослого имеет длину примерно 1.5 см, а при постоянных специальных упражнениях ее можно немного растянуть.

Кроме всего прочего, на речевое развитие малыша влияют такие факторы, как беременность, протекающая с осложнениями, различные травмы при родах, болезни новорожденного или наследственность (когда проблемы с произношением были у кого-то в роду).

Нередко получается так, что недостаточная работа головного мозга, в основном тех отделов, которые отвечают за произношение, оказывает влияние на замедление процесса по формированию звуков. Ребенок позднее начинает разговаривать, а его произношение неправильное, речь очень невнятная и лишена четкости.

Когда происходит задержка развития речи, то дети хуже учатся в школе, у них страдает правописание и плохо развивается умение читать, так как существует определенная связь между умением произносить звуки и изображать их на письме. А потом могут возникнуть и проблемы со сверстниками, развиться разного рода комплексы и неуверенность в себе.

Воспитание у детей умения правильно произносить звуки

Правильное произношение звуков является важной задачей как родителей, так и педагогических работников. Надо, чтобы в окружении малыша все взрослые четко и правильно произносили звуки. Мамы и папы должны своевременно заметить проблемы с произношением у ребенка. Нельзя повторять за ним неправильные слова, так как это побуждает его и дальше так разговаривать.

Часто бывает так, что папы и мамы, услышав какое-то неправильное, но очень смешное слово своего дитя, начинают повторять его в такой же потешной манере, вместо того, чтобы исправить ребенка. Это способствует неправильному формированию звуков, речь у детей нарушается. Надо раз и навсегда запомнить, что все звуки и слова надо одинаково правильно произносить как при общении с ребенком, так и со взрослым.

В процессе игровой деятельности надо как можно больше времени уделять именно правильному произношению отдельных звуков. Надо в ходе какой-либо игры четко их проговаривать или даже пропевать для ребенка. Можно поиграть в подражание звукам, которые произносят разные животные. Надо помнить, что малыш должен как можно чаще взаимодействовать и играть вместе со взрослым. Прекрасной совместной деятельностью малыша и взрослых будет игра, где есть определенный сюжет и роли, которые предполагают игровые действия.

Именно в ходе такой деятельности у малыша будет постепенно улучшаться произношение, он больше запомнит новых слов, расширится его кругозор. Очень хорошо, если взрослые читают ребенку много сказок или же стараются пересказать их близкими по смыслу словами, привлекая к этому и ребенка.

Помимо чтения книг надо объяснять малышу все происходящее вокруг, тем самым у него будет активно развиваться любознательность. Очень хорошо, когда родители разучивают с детьми небольшие стишки и песенки, загадывают простые и веселые загадки. Надо запоминать новые слова, вполне неплохо выучиваются те, которые довольно трудно произносить.

Что должны делать родители для того, чтобы речь ребенка формировалась грамматически правильно

Взрослы вполне имеют возможность помогать своему чаду правильно развивать речевые навыки. Нужно постараться научить малыша составлять из отдельных звуков целые слова, развивать его возникший интерес к буквам и разным звукам. Стоит постоянно говорить о том, что слова должны произноситься громко и отчетливо. Ели в окружении малыша присутствует богатый словарный запас, то и формирование правильно произношения у крохи будет происходить значительно быстрее и эффективнее.

Однако надо помнить о золотой середине, так как перегружать ребенка знаниями и упражнениями тоже не стоит. Надо помнить, что ругать за неправильное произношение нельзя ни в коем случае, так как малыш просто перестанет идти на контакт со взрослым и станет более замкнутым.

Специалисты рекомендуют проводить занятия развивающего характера для детей четырех - пяти лет продолжительностью 30-ть минут, а занятия по логопедии примерно 15-ть минут. Это обусловлено тем, что более долгая деятельность, направленная на становление детской речи, будет тяжела для ребенка, он утомится и не будет выполнять то, что от него требуется.

Как развивать связную речь

Такой связной речью называется некое предложение, которое несет в себе конкретный смысл. Обязательным условием речи является ее логичность и понятность. Очень важное значение в развитии этой речи имеет окружающий ребенка мир, так как происходит развитие мышления, а на основе этого становится более четкой и понятной речь. У дошкольников такая связная речь может сформироваться при помощи взрослых.

С самого раннего детства малыш учится усваивать отдельные слова и то, что они означают, правда это происходит не сразу. На первом году жизни кроха может сказать фразу из 2-х слов, потом из 3-х и даже больше. Очень длинные фразы невероятно тяжелы для восприятия их детьми. А вот в возрасте 5-ти лет ребята уже могут самостоятельно рассказывать небольшие рассказы и сказки, Они говорят предложениями, в которых насчитывается до 5-ть - 8-мь слов. Однако надо заметить, что речь дошкольника больше напоминает ситуативную и включает в себя много мимике и различных жестов.

Однако со временем произношение и речь малыша развиваются и становятся более правильными. Связное изложение можно наблюдать тогда, когда ребенок рассказывает о каком-то очень значимом для него происшествии. Очень важно общение детей с окружающими его людьми.

Можно выделить главные методы, которые способствуют развитию связной речи ребенка:

  • это обычная беседа с с дошкольниками на ту или иную тему. Здесь очень важно задавать ребенку наводящие вопросы, такие как "Почему?", "Для чего?" и т.д.,
  • освоение монолога, когда ребенок что-то рассказывает о себе или о своем интересном приключении, пересказывает определенный текст,
  • умение сравнивать различные предметы и описывать их.

Когда малыш что-то рассказывает, то необходимо сопровождать его повествование четкими вопросами, которые предполагают полный ответ на них. Все вопросы должны быть поняты ребенком.

В беседе же надо чем-либо заинтересовать малыша и добиться его расположения, чтобы он сам захотел отвечать на обращенные к нему вопросы.

Логопед рекомендует

Если родители сами не могут исправить дефекты произношения малыша, то стоит обратиться к логопеду. Мамам и папам надо быть внимательными и вовремя замечать, что дитя неправильно произносит звуки, у него несвязная речь, маленький запас слов и т.д.

Должно насторожить и то, что ребенок проявляет малую активность, чем-то встревожен, отказывается играть с остальными детьми, а вместо обычных слов произносит лишь простые звуки. В этом случае надо как можно скорее искать помощи у специалиста, а не надеяться, что все само собой пройдет со временем. Ведь чем дальше неправильно развивается речь у ребенка, тем прочнее все эти нарушения закрепляются, поэтому работа по избавлению от дефектов станет еще более сложной и продолжительной.

Однако требовать правильного произношения тоже следует с умом, так как определенные звуки можно правильно произносить лишь в определенном возрасте. Так, малыш в три года очень редко может правильно выговорить звук "р".

В два-три года ребенок знает уже практически 1 тысячу слов, а к 4-м годам речь малыша должна быть уже достаточно развитой, малыш должен иметь в своем словарном запасе около 2 тысяч слов. Для своевременного выявления проблемы надо постоянно ходить на консультации к логопеду.

Надо понять, нет ли у ребенка проблем со слухом, исправить неправильный прикус, если он имеет место быть. Все задания, которые специалист дает на дом, следует четко выполнять и не пропускать назначенные дни посещения. Если проблемы носят более серьезный характер, то надо направить ребенка в логопедическую группу. Специалисты советуют развивать мышцы челюстей и языка, делать упражнения на артикуляцию. Хорошим подспорьем станет то, если малыш будет есть твердые продукты, пускать мыльные пузыри, делать различные дыхательные упражнения.

Каждый день надо выделять время на прочтение малышу сказок и различных детских книжек. Надо всегда отвечать на все интересующие детей вопросы и как можно чаще разговаривать с ними на самые разные темы. Педагоги отмечают большую эффективность для речевого развития, когда ребенок занимается такой творческой деятельностью как лепка, рисование, поделки из бумаги и другие занятия, которые развивают мелкую моторику малыша. Ведь все эти увлекательные занятия способствуют эффективному формированию речи.

В 4-5 лет должно происходить становление правильного звукопроизношения, кроме сложного "р". Этот звук малыш должен научиться произносить правильно в возрасте 6-ти лет. Ели занятия с логопедом начались, то очень не рекомендуется их прекращать в самом начале при едва заметном прогрессе. Так как это грозит тем, что правильное произношение может позабыться и все надо будет начинать сначала.

Таким образом стоит заметить, что формирование правильного произношения звуков и становление связной речи можно назвать очень сложным и важным занятием как для пап и мам, так и для их деток. Родители должны со всей ответственностью отнестись к наблюдению за своим малышом и при обнаружении проблемы без промедления обратиться к специалисту. Чем раньше будет замечен тот или иной дефект произношения, тем успешнее он будет устранен при комплексном к нему подходе.


14:59

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!