Главное меню
Задать вопрос психологу!

развитие мелкой моторики у детей

развитие мелкой моторики у детей

Умение совершать движения пальцами при работе с небольшими по форме вещами, осуществление передачи их из одних рук в другие, а также возможность делать такие движения, при которых глаза и руки действуют взаимосвязанно, называются мелкой моторикой.

Она прочно связана с ЦНС, а также, со способностью запоминать, вниманием и восприятием. Научно было доказано, что вместе с совершенствованием двигательной активности пальчиков быстрее и правильнее формируется речевые навыки малыша.

Это объясняется тем, что у человека существуют мозговые зоны, которые обеспечивают развитие речевых навыков и двигательную активность пальцев. Они располагаются рядом, и когда происходит целенаправленная работа по развитию мелкой двигательной активности пальчиков, то в активное состояние приходят и те отделы, которые обеспечивают развитие речи.

Развиваем мелкую двигательную активность у детей

В первые годы жизни малыша мелкая двигательная активность показывает то, как у ребенка происходит развитие, как формируются его умственные задатки. Те дети, у которых она развита в недостаточном объеме, очень неуверенно держат в руках карандаши или столовые приборы, не умеют зашнуровывать обувь и просовывать пуговицы в петли.

Такие ребята с трудом могут собрать мелкие детали чего-либо, им очень сложно работать с различными пазлами, мозаикой. Они не любят лепку или создание аппликаций, так как не успевают за остальными детьми во время занятий.

Основная цель

Необходимо осуществлять развитие моторики детских ручек с помощью разнообразной деятельности. А также создание и усовершенствование всех необходимых для этого условий.

Основные задачи:

  • - развитие взаимосвязанных движений рук и глаз;
  • - возможность совершать слаженные движения пальцами;
  • - улучшение двигательной деятельности;
  • - развитие речевых навыков;
  • - помощь в развитии воображения, умения мыслить, внимания и творческих задатков.

Занятия, способствующие совершенствованию у малышей мелкой моторики

Существует несколько основных упражнений, которые развивают мелкую моторику малыша. Заниматься ими можно и в домашних условиях.

Рисунки на крупе

Очень интересным занятием для малыша будет рисование по муке или крупе(манной, гречневой). Такая пусть и примитивная картина будет самой настоящей творческой работой. В ходе этой деятельности активно развиваются воображение и фантазия малыша.

Собирание пазлов и кубиков

В процессе таких игровых занятий формируется зрительное восприятие, развивается ориентация в пространстве, а также координация.

Занятия с пуговицами

Пальчики ребенка развиваются не только во время специальной гимнастики, но и при взаимодействии с различными мелкими вещами. Так, например, при игре с разными пуговицами у малыша происходит развитие такого важного качества, как внимание и активно формируется восприятие.

Создание аппликаций

В ходе занятий, на которых детям предлагается сделать ту или иную аппликацию, происходит не только развитие мелкой моторики, но и формируется способность сравнивать фигуры по величине, ширине, длине и цвету.

Катаем карандаш в ладошках

Когда ребенок катает карандаш между своих ладошек, то он тем самым стимулирует активные точки организма, и происходит общее тонизирование.

Работа с пластилином

При взаимодействии с таким материалом как пластилин у детей можно наблюдать активное развитие мелкой двигательной активности пальчиков, также очень активно развивается воображение. Дети теперь стараются доводить начатое дело до логического завершения. Активно формируются у малышей такие положительные стороны личности самостоятельность, аккуратность, эмоциональное восприятие некоторых явлений.

Раскрашиваем карандашами

Когда малыши рисуют именно карандашами, то мышцы их ручек максимально напрягаются для того, чтобы что-то изобразить на листе бумаги. Ребенок учится применять необходимую силу, с которой следует нажимать на карандаш для того, чтобы изобразить линии разной толщины.

При рисовании происходит развитие не только детского творчества, эмоционального восприятия, но складываются некоторые графические навыки, которые помогут в дальнейшем при освоении письма.

В ходе рисования у ребенка формируется представление о том, как надо правильно взаимодействовать с тем или иным графическим предметом, как работать с некоторыми изобразительными техниками. Малыш должен учиться раскрашивать свой рисунок аккуратно и по возможности не выходить за контуры рисунка. В ходе занятий, на которых дети с увлечением рисуют, мелкие мышцы руки активно развиваются.

Занятия со шнуровкой

Игры для детей, в которых требуется зашнуровать что-либо, очень полезны в плане развития правильной ориентации у ребенка в пространстве. Очень хорошо при такой деятельности развивается внимание, малыш учится шнуровать, что ему пригодиться в его дальнейшей самостоятельной жизни. Также развивается глазомер и способность совершать действия последовательно.

Ну а в целом существует большое множество заданий для развития у ребенка непослушных пальчиков, и если приложить максимум своего воображения, то можно выдумать еще что-то очень интересное и полезное.

Но очень важно всегда учитывать характерные особенности в развитии каждого отдельно взятого малыша, надо смотреть на его возраст, на то, что он может и какое сейчас у него настроение. Задача педагога и родителей - помогать крохе в его деятельности, проявлять максимум терпения и спокойствия, понимая, что в первого раза никогда ничего не получится.

По возможности процесс обучения надо превратить в занимательную игру, чтобы детям было максимально интересно. Надо помнить, что работая в определенной системе, можно добиться того, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста будет способствовать активному формированию речи и умственным способностям.


05:44

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!