Главное меню
Задать вопрос психологу!

Речевое развитие детей 2-3 лет

Речевое развитие детей 2-3 лет

В два года ребенок перешагивает своеобразный рубеж, после которого он активно начинает пользоваться речью. До этого возраста дети обычно изредка употребляют отдельные слова, чаща используя для общения мимику и жесты. С двух лет словарь ребенка растет, и в речи появляются первые предложения и фразы.

Нормы речи и словарного запаса у детей 2-3 лет

Первые попытки речи связаны с необходимостью, ребенок говорит, когда хочет позвать кого-то или получить желаемое. Это короткие слова «мама», «пить», «дай» и т.д. Это еще сложно признать полноценной речью. Общение ради общения, то есть собственно речь, появляется позже, в возрасте 2-3 лет.

В 2 года нормой для малышей любого пола является словарный запас не менее 50 слов. Если он меньше, можно говорить о том, что развитие ребенка отстает от норм. Но это редкость, на самом деле, обычно ребенок этого возраста уже свободно использует около 300 слов, и продолжает активно пополнять словарь. За год, с 2 до 3 лет, словарный запас увеличивается примерно в 5-6 раз.

Первые фразы, построенные ребенком, отличаются тем, что слова в них еще практически не имеют грамматических связей. Часть звуков опускается или проговаривается более мягко. Наиболее часто у детей встречаются проблемы с правильным выговариванием шипящих, свистящих и звука «р» Поскольку ребенок учится речи, копируя произношение ближайшего окружения, его родителям стоит посоветовать не сюсюкать с ним, и не искажать слова при произношении. Тогда и речь ребенка быстрее станет четкой и правильной.

Родители часто пытаются определить скорость развития своего ребенка, сравнивая его с другими детьми его возраста. При этом упускается из виду то, что понятие нормы очень широко, а темпы развития детей могут сильно отличаться. Нормой считается, если в 2-3 года малыш умеет:

  • Понимать короткие предложения, связанные с бытовыми вопросами;
  • Употреблять слова и фразы приветствия;
  • Употреблять фразы из 2-4 слов;
  • Пополнять словарный запас, слушая детские песни и стихи;
  • Выражать речью просьбы (на ручки, пить, на горшок).

Формирование речи у детей

Для улучшения речевых навыков детей нужно дать им больше практики правильного общения. Очень полезно при совершении бытовых действий проговаривать их вслух: «Сажусь, беру ложку, кушаю». Так же и при прогулке нужно общаться с малышом, указывая ему на окружающие предметы и называя ему их. Это поможет увеличить словарный запас и научить ребенка им пользоваться.

Поскольку формирование речи тесно связано с развитием мелкой моторики, огромную пользу может принести пальчиковая гимнастика. Простейшие варианты такой гимнастики это «Ладушки» и «Сорока-ворона». Также помогает развить мелкую моторику рисование и раскрашивание картинок. Если при раскрашивании вы будете называть каждый предмет, и его характеристику – вы поможете ребенку расширить словарный запас. И конечно, замечательными средствами развития мелкой моторики являются лепка из пластилина и игры с конструкторами.

Важно вовремя устранять ошибки в произношении, которые неизбежно будут возникать у ребенка. В первую очередь, не сюсюкайте с ним, и не коверкайте слова, подстраиваясь под «детский» язык. Если ребенок проглатывает гласные, в игровой форме научите тянуть их: «Кукла плачет: ааааа»; «Волки воют: ууууууу». Помните, что произношение детей формируется по образцу окружающих, и не допускайте сами тех ошибок, которых хотите избежать у ребенка.

Намного легче воспринимается материал, облаченный в игровую или шутливую форму. Чаще рассказывайте ребенку детские стишки, используйте в повседневной речи больше шуток, прибауток и потешек. Очень помогает разучивание коротких стишков, считалок, скороговорок, а также разгадывание загадок.

Развитие речи у детей двух - трех лет

Упражнения для развития речи

Загадки. Для закрепления уже изученных слов в активном словаре и улучшения произношения очень хорошо подходят загадки, в которых ребенку нужно угадать последнее недостающее слово. Примеры таких загадок:

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему (штанишки).

Апельсины и бананы

Очень любят (обезьяны)

Ты не бойся, это гусь.

Я сама его (боюсь)

«Гости». Для этой игры берется любая игрушка. Голосом, якобы принадлежащим этой игрушке, нужно попросить ребенка показать «гостю» дом. Игрушка задает ребенку вопросы, на которые тот должен ответить. Например:

- Что это?

- Это ложка.

- Зачем она?

- Для того, чтобы кушать.

При желании, потом можно поменяться ролями. Ребенок будет разговаривать за игрушку, взрослый отвечать на его вопросы.

Артикуляционная гимнастика. Эта гимнастика поможет правильному формированию артикуляционного аппарата и более четкому произношению.

«Ворота». Ребенок должен открыть рот и на некоторое время задержать эту позу.

«Забор». Попросите ребенка показать забор. Для этого он должен будет широко улыбнуться, не разжимая зубов.

«Чистим зубы». Откройте широко рот и проведите кончиком языка сначала по внутренней, а потом и по внешней стороне зубов. Попросите ребенка повторить это.

«Рисуем». Попросите ребенка «нарисовать» кончиком языка что-нибудь на небе: палочку, кружочек, волнистую линию. Или полностью «заштриховать» его, сначала вертикально, потом горизонтально или наоборот.

Любые речевые игры нужно проводить вместе с ребенком, корректируя по ходу занятия его произношение. Не фиксируйте внимание ребенка на его ошибках и ни в коем случае не ругайте за них. Лучше ненавязчиво исправить, показать, как правильно делается то или иное упражнение, или верно произносится слово.


01:23

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!